Идея путешествия - это познание самого себя через мир и живущих в нем людей.
Добро пожаловать в клуб единомышленников - для тех кто ценит момент

Art de vivre. Для тех,
кто ценит момент.

+7 (495) 981-29-16

Фиолетово-лавандовый Прованс

Провансальская легенда:
«Когда Господь Бог сотворил солнце, землю, горы и моря, и все это расставил по местам, Он заметил, что у него осталось еще немного от каждого. Тогда Он собрал все это, что бы создать Рай, а также Прованс…»

Это была первая информация о Провансе которую, я прочитала на обратной стороне визитки нашего гида, этакая маленькая фиолетовая картонка, надушенная лавандовой водой,  очень смешная деталь на первый взгляд, но уже потом понимаешь, что все в этом регионе и дома, и машины и модные платья – должны обязательно быть немного лавандовыми…

Прованс – просто сумасшедшая провинция, можно сказать государство в государстве, имеющий огромную историю и при этом не утративший своей милой провинциальности. Это маленькие симпатичные деревеньки, карабкающиеся по большим холмам, желто-зеленые оливковые рощи, это античные города и прекрасные благоухаюшие лавандовые поля, «изжелта-желтые» подсолнухи и ярко красные маки на сочно-зеленой траве. Это настолько яркие краски, что ни одна даже самая качественная фотография не сможет точно передать этот колорит.

Четыре «кита» на которых держится Прованс

Avignon (Авиньон)

Итак, мы въехали, а точнее внеслись в Прованс, оставив за собой километры пыльных автобанов от Парижа до Авиньона, и тут же были вынуждены поддаться этому спокойному неторопливому ритму средневекового Папского города,  который почти на целое столетие с начала 14 по 15 век отобрал у Ватикана право на управление Католической церковью. Именно здесь был построен Palais des Papes (Папский дворец), где и находились Римские Папы. Само сооружение настолько монументально, что вряд ли его можно сравнить с чем-то похожим во Франции. Но есть еще одно поразительное сооружение в Авиньоне это – Pont Saint-Benezet (Мост святого Бенезе) – хотя в реальности это всего лишь пол-моста, обрывающегося прямо посредине Роны. Его легенда, чем-то похожа на историю с аббатством Mont Saint Michel (Мон Сан Мишель). Легенда гласит, что бедный пастух Бенезе, услышал с небес Глас Божий, который велел ему: «Иди в Авиньон и строй мост через Рону». По дороге мальчик встретил ангела, который отвел его к епископу Авиньона. Он рассказал об этом на центральной площади города, конечно люди его подняли на смех, но епископ сказал ему «Мы поверим тебе, если ты пойдешь и сдвинешь огромный камень посреди Роны, который не под силу и тридцати здоровым мужчинам». Бенезе не только сдвинул этот камень, он еще и перенес его на то место, от которого потом построили мост.

Arles (Арль)

Следующим не менее поразительным городом по нашему маршруту был Арль – архитектура которого причесленна ЮНЕСКО ко всемирному наследию человечества. Этот город был когда-то столицей Прованса, а также городом, где были  построены галеры для Юлия Цезаря, которые явились решающим моментом при взятии Марселя. После этого Арль становиться «галльским Римом» – вероятно, поэтому здесь сохранилось огромное количество римских построек. Например, Древнеримский Амфитеатр – сохранившийся в исключительном состоянии, где до сих пор проводятся бои быков, правда теперь их никто не убивает, торреодор  должен всего лишь сорвать с рогов  быка цветную кокарду.  Также, по словам нашего гида, все эти кровавые убивания быков и гладиаторов – всего лишь «голливудские фишки», на самом деле вырастить хорошего быка было настолько дорого, что никто не был заинтересован в его смерти. А самых выдающихся быков даже сейчас хоронят стоя, лицом к морю, а над захоронением устанавливают статую. 

Невозможно говорить об Арле и подсознательно не думать о Ван Гоге, именно здесь он создал много своих известных полотен. Именно сюда он приглашает своего друга Гогена рисовать картины со словами: «Здесь даже воздух прозрачнее, звезды ближе и ярче, цветы пахнут так пронзительно, что это не возможно не рисовать…». После приезда друзья, не только рисуют, но еще и безмерно пьют абсент и дерутся из-за проституток. Так, во время одной из драк, Гоген отрезает часть уха Ван Гогу, но они договариваются держать это в тайне (Согласно официальной версии - Ван Гог в порыве безумия отрезает себе ухо сам, от чего его забирают в психиатрическую больницу). Именно там сейчас находится музей художника. Даже пронзительно-желтые подсолнухи – которые приписывали отчасти также к безумию Ван Гога возможно были абсолютно реальных цветов – ведь это Прованс.

В великолепном состоянии сохранился Древне-Римский Театр, где в былые времена римляне на протяжении целого дня могли смотреть спектакли. Одни актеры сменялись другими, а они в это время пили и ели. Спектакли были бесплатными, еда и выпивка тоже, а места занимались согласно положению в обществе. Внизу – знатные и богатые люди города, чуть выше – торговцы, ремесленники, еще выше женщины (в независимости от положения), рабы и приезжие. Именно отсюда пошло выражение «Хлеба и зрелищ!». Пикантным моментом было еще то, что со временем, когда в спектаклях начали участвовать женщины (поначалу в римских театрах все роли играли только мужчины) актрис требовали раздеться, за что кидали к их ногам деньги, что в принципе и явилось появлением такого направления как – стриптиз.

Кстати, во время нашего путешествия в Арле проходила выставка костюмов и платьев от известного дизайнера Делакруа – поэтому невозможно было не запечатлеть его розовые фонари…

Marseille (Марсель)

Город предстал перед нами в виде  невероятно красивой бухты с большими лайнерами, скорее походящими на дома, белоснежными яхтами,  маленькими разноцветными лодочками местных рыбаков и тремя небольшими островками, на одном из которых возвышался неприступный Chateau d’if (замок Иф)… это был Марсель – город с которого собственно и начался Прованс, который основали греки в 600году до н.э. и дали ему название Массалия. Город, белоснежный, спускающийся террасами к морю, самую высшую точку которого венчает удивительный собор Notre-Dame de la Garde (Нотр-Дам де ля Гард), построенный как базилика Богоматери-защитницы, покровительнице моряков и рыбаков.

Aix-en-Provence (Экс-Ан-Прованс)

Экс, как называют его французы – это очаровательный, респектабельный, несколько буржуазный городок, который на протяжении всей истории являлся культурным центром Прованса. Также основанный римлянами в 120 году до н.э. на месте термальных источников он, начиная с 12 века был столицей Прованса. В городе несколько сотен фонтанов, широкие улицы с разбитыми вдоль каштановыми аллеями, с особняками из желтого песчаника, которые светятся даже в пасмурную погоду. Это живой, яркий, богемный город с бутиками, ресторанами, уличными кафе, дискотеками (хочу заметить, что он расположен не на море!) куда за ночной жизнью приезжает молодежь из Марселя. В городе в разное время года проходит множество театральных и музыкальных фестивалей, выставок и антикварных салонов.

Одним из знаковых мест города является кафе «Le deux garcons» (Два официанта). Когда-то его выкупили у своего хозяина и открыли под этим названием два официанта. И были настолько успешны, что вскоре это место стало пристанищем богемной публики горорда: Золя, Сезанна, Стендаля, Пикассо, сейчас же ночью там  собираются студенты послушать блюз, джаз.

Именно с этим городом связана трогательная история дружбы Эмиля Золя и Поля Сезанна. Раскованный, задиристый Золя красочно раздувающий любые истории, имел все предпосылки стать писателем, в то время как Сезанн, замкнутый и нелюдимый тяготел к краскам и к мольберту. В школе Золя приходилось постоянно защищать Сезанна. Он тянул его в Париж в общество, но Сезанну был так близок Экс, что он постоянно сбегал от туда. Золя выпускает книжку «моему другу – Полю Сезанну», где в свойственной для него ироничной манере описывает Сезанна. Смертельно обижаясь на друга, Сезанн прекращает их дружбу. И лишь спустя много лет, когда слуга приносит известие о смерти Золя – Сезанн закрывается в мастерской и плачет по-детски во весь голос…

Лошади моря

Одним из красивейших природных парков Прованса, да и наверное всей Европы - является La Camargue  (Парк Камарг) – удивительное место, где до сих пор сохранились реликтовые леса, и старые можжевельники высотой с двухэтажный дом, где можно увидеть статно вышагивающих розовых фламинго и иссиня-черных быков. Но главная достопримечательность этих мест – белые Камаргские лошади – это одна из старейших пород мира. Интересно, что жеребята рождаются на свет черными, к четвертому году становятся серыми, а во взрослом состоянии приобретают белую окраску. Нет ничего лучше чем совершить прогулку на лошадях по этой местности, и даже если после трех-часовой прогулки ваши ноги станут свинцовыми, а «пятую точку» вы вообще перестанете чувствовать – это того стоит. Скакать по лавандовым полям, вперемешку с виноградниками и зеленым зарослям с красными шапочками маков ни с чем не сравнимое удовольствие.

Потеря гастрономической девственности

Во Франции потерять гастрономическую девственность совсем просто. Основное правило – не есть в фаст-фудах, а также кебабы и булки на ходу, только потому, что быстро и недорого. Не пить дешевое вино, успокаивая себя мыслью, что плохого вина во Франции не бывает, и третье – в каждой провинции – пытаться открывать для себя местную кухню.
Например, с нами в Провансе это впервые это случилось в маленьком Марсельском ресторане, где мы попробовали – «bouillabaisse» (буябес) - рыбный суп из 5 видов рыбы который подается в 2 этапа – сначала вы съедаете бульон, обязательно с тостами, обжаренными с чесноком и сливочным маслом  и соусом типа «aioli» (айоли) - соус из картофеля, шафрана, дижонской горчицы и оливкового масла. А затем вам приносят очищенную от костей рыбу всех этих пяти сортов и картофель. Поверьте, что пообедав таким супчиком до следующего утра о еде даже думать не захочется.
Как-нибудь на ужин – предлагаю попробовать «filet de taureau» (филе черного быка), желательно конечно в Камарге или маленьком приморском городке – Сент Мари де ла Мер. Где в любом ресторане кроме морепродуктов и ракообразных в меню всегда найдется черный бычок, кстати, запивать его нужно исключительно Vin Gris (серым вином) – из винограда который растет только в этой местности и не на земле, а в песках – и имеющее очень нежный необычный вкус.

Во время путешествия по Провансу настоящим открытием для меня стал «pastis» (пастис), который мы попробовали в маленьком уличном кафе Gordes (Горда) в соответствии со всеми французскими традициями. Должен быть жаркий полдень или чуть позже, когда из-за жары абсолютно не хочется есть. Официант нам принес высокие запотевшие бокалы с pastis, большим количеством льда и традиционной легкой закуской с перемолотыми оливками и каперсами. «Oh la la..», до чего же изобретательны эти французы.
Без сомненья картинка была бы неполной, если ничего не сказать о truffles (трюфелях) – «черном золоте» Прованса. Как говорят французы – изумительно вкусных и неприлично дорогих грибов. Мир трюфелей полон тайн, но если вы хотите заглянуть в него, можете посетить в одну из деревушек вблизи Карпентра, цена на деревенском рынке приблизительно около 300 евро за килограмм. И когда в маленьком провинциальном ресторанчике Прованса вы закажете себе пышный деревенский омлет с трюфелями, то без приувеличения могу предположить, что с поглощением последнего кусочка вы обязательно захотите собрать ломтиком хлеба все до последней драгоценной капли.

Резюме:

Заканчивая, хочу прибавить, что время в Провансе – категория относительная и очень эластичная, даже когда вам называют совершенно точные сроки, например «через 15 минут» - это означает всего лишь «сегодня», «завтра» - значит «как-нибудь на следующей неделе»… Поэтому,  собираясь в свое путешествие по этой удивительной провинции, лучше никуда не торопиться и погрузившись в эту приятную атмосферу, расположиться в плетеном кресле придорожного кафе, заказать себе стаканчик pastis и наконец-то оглядевшись по сторонам понять смысл Древней Провансальской легенды…